(карта)
Регистрация
» » Саамы: единство традиций и современности

Саамы: единство традиций и современности

26.07.2012

Саамы: единство традиций и современности

Чудные земли «к востоку от Солнца и к западу от Луны» из старых скандинавских сказок с древних времён были населены саамами. Коренной народ, до наших дней проживающий за полярным кругом Скандинавии и Кольского полуострова. Несмотря на суровые природные условия и малочисленность саамов, их культура по-прежнему сохраняется, остается невероятно богатой и даже дополняется новыми веяниями.

Самый северный коренной народ в Европе с древних времен занимался кочевым оленеводством и только на рубеже 19-20 вв. стал переходить к осёдлости и перебираться на юг Лапландии, к более мягкому климату. Однако некоторые саамы до сих пор предпочитают комфортабельному современному дому традиционное жилище – чум.

Даже в наши дни саамов называют «народом 8-ми сезонов» по 8 сезонам в оленеводстве: отела, клеймения, счёта, кастрирования и забоя и др. Основой жизнедеятельности в землях Сапми, более известных как Лапландия, издавна было оленеводство, ставшее совершенно неотъемлемой частью культуры северных народов. Олени служили источником пищи, бытового сырья, а также материала для традиционных кустарных промыслов. Сегодня оленеводство по-прежнему остается «визитной карточкой» саамов: для многих разведение оленей – источник дохода, как основного, так и дополнительного. Местные саамские органы управления, во многом благодаря поддержке центральной власти, контролируют состояние основной отрасли саамского хозяйства, поэтому оно находится на весьма высоком уровне и приносит современным саамам внушительную часть дохода. Даже организация современных саамских поселений в первую очередь подчинена нуждам оленеводства: каждое поселение охватывает несколько хозяйств и располагает отдельной огороженной территорией для выпаса. Однако совсем немногие саамы в наши дни держат исконные оленеводческие хозяйства, и поэтому ныне разведение оленей больше похоже на обычное производство мяса.

Преемственность поколений – одна из основ сохранения саамской культуры. Сформировавшийся за долгие годы образ воспитания детей у саамов предполагает постоянную связь с традициями, благодаря чему молодые саамы очень хорошо знакомы с родной культурой, и почти все владеют саамским языком. По региону проживания в языке выделяют 3 диалекта, но более 90% саамов говорят на северном диалекте. Культурным образованием молодежи занимается не только семья, но и Саамский парламент (саамский орган управления в Швеции (а также аналогичные органы в Финляндии и Норвегии)). Созданный им Саамский образовательный центр в Йоккмокке – настоящий светоч народных промыслов, где каждый желающий (в основном, это молодые люди) может обучиться народному ремеслу. Традиционно, саамское народное ремесло подразделяется на жёсткое и мягкое. Первое – мужское. Мужчины у саамов занимались изготовлением украшенных резьбой посуды и оружия из твёрдых оленьих рогов, а женщины – ткацким делом, изготовлением украшений и корзин из природных материалом (нередко основным источником сырья для производства были те же олени). Обучиться народному мастерству в совершенстве – непростое дело даже в наши дни, поэтому авторские работы саамских мастеров очень ценятся во всей Скандинавии. Приобрести их можно в специальных лавках в крупных городах (например, в Стокгольме) или в самой Лапландии. Не менее ценно и то, что продукты ремесла соединяют в себе природные материалы, функциональность и северную традиционность. Однако не чужды традиционному и современные стили, которые органично вливаются в саамское ремесло, постоянно обновляя и развивая его.

Не только ремесло, но и традиционный костюм саамов – колт - также испытывает влияние современности, хотя нынешние саамы уже не носят его в качестве повседневной одежды, а надевают на традиционные празднества и большие семейные события. Сейчас существует около 12 вариаций народного костюма: женских и мужских.

Неотъемлемый атрибут каждого народа – музыка – тоже сохранилась в современной культуре саамов и ныне сочетается с другими направлениями. Йойк – традиционное саамское пение – должно передавать «самую суть» того, о чём поётся в песне. Искусством народного пения овладеть непросто, оно передаётся из поколения в поколение, поэтому существует огромное количество его вариаций. В том числе и тех, которые появились под влиянием современной музыкальной культуры.

Неразрывная связь с традициями, их сохранение и совершенствование делает саамов поистине исключительным народом. Конечно, их относительная малочисленность и небольшая локальность проживания не оставляет им иного выбора, но именно суровость условий проживания и крепкая связь поколений сыграли решающую роль. Сохранение языка, традиций, исконного хозяйства, самоуправления на том уровне, которому могут позавидовать иные малые народы – то, чем сегодня саамский народ может, действительно, гордиться.

Похожие новости:

Индивидуальный выбор горнолыжного курорта

Индивидуальный выбор горнолыжного курорта

    Думая о зимнем отдыхе - горнолыжный курорт будет лучшим выбором для новоиспечённого туриста. Разнообразное количество первоклассных мест для зимнего отдыха существует в любой точке
В гостях у владычицы Лапландии

В гостях у владычицы Лапландии

Лапландия – страна в стране. Она не являет собой единое государство, а поделена между четырьмя странами – Финляндией, Норвегией, Швецией и Россией. Имеет свою столицу –
История Хельсинки

История Хельсинки

Хельсинки cтолица Финляндии начинает свое развитие в 1550 году, во времена правления Густав Ваза, он основал в устье р. Вантаа город Хельсинки, и назвал его Гельсингфорс. Название это составное,

Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!